Таможенная оценка товаров

Осуществление государствами таможенной оценки товаров регулируется Соглашением о применении статьи VII ГАТТ-1994 (Соглашение по таможенной оценке импортных товаров).

Общая характеристика:

Соглашение состоит из Преамбулы, 24 статей и 3 Приложений. Основными положениями, закреплёнными в Соглашении, являются:

  • Принцип таможенной оценки, положенный в основу Соглашения, заключается в использовании в качестве основного метода так называемой «цены сделки» — цены реально уплаченной или подлежащей уплате за ввезённый товар

  • В указанную цену могут включаться дополнительные расходы покупателя (комиссионные, брокерские расходы, стоимость упаковки); каждая страна сама решает вопрос о применении цены СИФ или цены ФОБ в качестве базы оценки

  • Таможенные власти, если они не признают в качестве таможенной стоимости декларированную стоимость, должны предоставить импортеру по его требованию письменное заключение о причинах непринятия декларированной цены и при консультации с импортером последовательно использовать пять других методов таможенной оценки:

    • таможенная стоимость идентичных товаров

    • таможенная стоимость подобных товаров

    • таможенная стоимость, определяемая на основе единичной стоимости, по которой импортируемые товары продаются в наибольшем количестве на внутреннем рынке страны импорта

    • расчетная стоимость, определяемая как сумма издержек производства товаров, являющихся предметом оценки, с добавлением расходов по их реализации на внутреннем рынке

    • резервный метод, который устанавливает, что если таможенная стоимость не может быть определена названными выше методами, то она может быть определена любым разумным использованием названных выше методов на базе данных, имеющихся в стране импорта

  • При этом таможенная стоимость не может быть определена:

    • на базе продажной цены товаров, произведенных в стране импорта

    • на базе цены товаров на внутреннем рынке страны экспорта

    • на базе цены товаров для экспорта в третью страну

    • на базе минимальных таможенных стоимостей

    • на базе произвольных стоимостей

  • Соглашение устанавливает, что все методы определения таможенной стоимости должны использовать информацию, доступную в стране импорта

  • Важное значение для функционирования системы таможенной оценки и одновременно гарантией того, чтобы она не превратилась в скрытый барьер в международной торговле, имеет положение статьи 13 Соглашения, устанавливающее, что если процесс таможенной оценки затянется, то таможня должна выпустить товары под гарантию оплаты пошлин со стороны импортера. Положения этого Соглашения должны быть инкорпорированы в национальные законодательства стран-членов ВТО

  • В рамках Совета по торговле товарами ВТО действует Комитет по таможенной оценке, рассматривающий вопросы, возникающие в ходе реализации Соглашения по таможенной оценке

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

  • Colombia – Ports of Entry (2009)

Panel Report, Colombia – Indicative Prices and Restrictions on Ports of Entry, WT/DS366/R and Corr.1, adopted 20 May 2009

  • Thailand – Cigarettes (Philippines) (2011)

Appellate Body Report, Thailand – Customs and Fiscal Measures on Cigarettes from the Philippines, WT/DS371/AB/R, adopted 15 July 2011

Panel Report, Thailand – Customs and Fiscal Measures on Cigarettes from the Philippines, WT/DS371/R, adopted 15 July 2011, as modified by Appellate Body Report WT/DS371/AB/R