Особые экономические зоны в РФ

К нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере особых экономических зон (далее — ОЭЗ), ст. 1 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» относит:

  1. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. (Соглашение о СЭЗ)

  2. Иные акты таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз)

  3. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ в ред. от 04.03.2013 (далее – Закон об ОЭЗ) и иные принимаемые в соответствии с ним федеральные законы

  4. Подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства)

  5. Иные нормативные правовые акты

Особая экономическая зона – часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (п.1 ст. 2).

ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (ст. 3 ФЗ об ОЭЗ).

Для приобретения индивидуальным предпринимателем или коммерческой организацией статуса резидента ОЭЗ и внесения соответствующей записи в реестр резидентов Закон об ОЭЗ предусматривает заключение с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении деятельности на территории таких зон. Данное соглашение представляет из себя договор, по которому одна сторона (резидент ОЭЗ) обязуется осуществлять промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность на территории ОЭЗ, а другая сторона (орган управления ОЭЗ) обязуется совершать действия, предусмотренные в договоре.

Предметом соглашения о ведении предпринимательской деятельности является осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, в число которых входит:

  • промышленно-производственная деятельность – производство и (или) переработка товаров (продукции), их реализация; деятельность по логистике — оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров (ч. 1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);

  • технико-внедренческая деятельность – инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктуры, необходимой для осуществления их деятельности (ч. 2 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);

  • туристско-рекреационная деятельность – деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (ч. 2.1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);

  • портовая деятельность – осуществляемые на территориях морского порта, речного порта, аэропорта виды деятельности:

    • складирование, хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами и законодательством РФ;

    • снабжение и снаряжение судов, воздушных судов (в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами), оснащение судов, воздушных судов;

    • производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий; и т.д.

Исходя из предмета соглашения о ведении предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, можно выделить четыре вида соглашения: об осуществлении промышленно-производственной деятельности, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой ОЭЗ.

В Российской Федерации действует 25 ОЭЗ:

  • Промышленно-производственного типа:

    • «Алабуга»

    • «Липецк»

    • «Тольятти»

    • «Титановая долина»

  • Технико-внедренческого типа:

    • «Дубна»

    • «Томск»

    • «Зеленоград»

    • «Санкт-Петербург»

  • Портового типа:

    • «Ульяновск Восточный»

    • «Советская гавань»

    • «Мурманск»

  • Туристско-рекреационного типа:

    • «Алтайская долина»

    • «Бирюзовая Катунь»

    • «Байкальская гавань»

    • «Ворота Байкала»

    • «Куршская Коса»

    • «Гранд Спа Юца»

    • «остров Русский»

В совокупность особых экономических зон туристического типа (туристический кластер) входят ОЭЗ, расположенные в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Республике Дагестан.

Режим ОЭЗ предоставляет инвесторам право получать таможенные и налоговые льготы, а также иные привилегии, что обеспечивает инвесторам ряд конкурентных преимуществ. По данным Минэкономразвития России, система налогообложения, существующая в ОЭЗ, обеспечивает их резидентам получение 30-процентной финансовой выгоды.

В соответствии со ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Положения об уплате налогов применяются к резидентам ОЭЗ с изъятиями, установленными законодательством о налогах и сборах. Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Особый налоговый режим заключается в применении для резидентов особых экономических зон особых (льготных) налоговых ставок по отдельным налогам (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог), уплачиваемых в рамках общего режима налогообложения, при условии, что резидент соответствующей особой экономической зоны ведет на ее территории только промышленно-производственную, технико-внедренческую или туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении указанной деятельности в соответствии с федеральным законом об особых экономических зонах в Российской Федерации.

Глава 8 ФЗ об ОЭЗ предусматривает применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях особых экономических зон. Данная глава содержит общие положения о порядке применения процедуры свободной таможенной зоны на территории особых экономических зон: понятие и допустимость применения такого режима к товарам в особых экономических зонах различных видов. Применение процедуры свободной таможенной зоны является элементом специального правового режима осуществления экономической деятельности на территории особых экономических зон наряду со специальным налоговым режимом резидентов особых экономических зон и другими гарантиями. Часть 1 данной статьи статьи содержит отсылочную норму, определяя свободную таможенную экономическую зону как свободную экономическую зону по смыслу таможенного законодательства таможенного союза. Подробнее это понятие раскрывается в п. 1 ст. 37 Закона.

На международно-правовом уровне режим свободной экономической зоны (свободного склада, свободного порта) раскрывается, прежде всего, в Киотской конвенции 1973 г. "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур", в приложении D. Российской Федерацией действующая редакция Конвенции не ратифицирована, однако правовое регулирование как до вступления в силу норм Таможенного союза, так и после в целом принимается с учетом положений международных правовых документов. На наднациональном уровне правовой режим свободной таможенной зоны регулируется соглашениями Таможенного союза. Национальное законодательное регулирование исчерпывается отсылочной нормой ст. 37 комментируемого Закона.

Ч. 2 ст. 36 Закона об ОЭЗ исключает из-под действия режима свободной таможенной зоны туристско-рекреационные особые экономические зоны. Это обусловлено большой территорией туристско-рекреационных зон и характером особой осуществляемой там деятельности, на поддержание которой направлено создание особых экономических зон данного типа. Режим свободной экономической зоны рассчитан на применение, прежде всего, к импортируемым или подлежащим переработке товарам. Основным видом экономической деятельности в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа является производство туристских услуг, а также создание объектов туристической инфраструктуры, развитие территории в целом.