ВТО

Пакет соглашений ВТО

Страны-участницы ВТО принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединённых термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Пакет соглашений Уругвайского раунда, по итогам которого была создана ВТО, включает более 50 МТС и иных правовых актов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС. 

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.
General Agreement on Tariffs and Trade 1994
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/06-gatt_e.htm
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г.
General Agreement on Tariffs and Trade 1947
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/gatt47_01_e.htm
Соглашение по сельскому хозяйству
Agreement on Agriculture
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/14-ag_01_e.htm
Соглашение по текстилю и одежде
Agreement on Textiles and Clothing
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/16-tex_e.htm
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм
Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/15sps_01_e.htm
Соглашение по техническим барьерам в торговле
Agreement on Technical Barriers to Trade
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/17-tbt_e.htm
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценкатоваров)
Agreement on Implementation of Article VII of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/20-val_01_e.htm
Соглашение по предотгрузочной инспекции
Agreement on Preshipment Inspection
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/21-psi_e.htm
Соглашение по правилам происхождения
Agreement on Rules of Origin
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/22-roo_e.htm
Соглашение по процедуре импортного лицензирования
Agreement on Import Licensing Procedures
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/23-lic_e.htm
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
Agreement on Subsides and Countervailing Measures
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/24-scm_01_e.htm
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг)
Agreement on Implementation of Article VI of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/19-adp_01_e.htm
Соглашение по защитным мерам
Agreement on Safeguards
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/25-safeg_e.htm
Приложение 1В

Генеральное соглашение по торговле услугами
General Agreement on Trade in Services (GATS)

http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/26-gats_01_e.htm
Приложение 1С

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS)

http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/27-trips_01_e.htm
Приложение 2

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров
Understanding on rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes

http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/28-dsu_e.htm
Приложение 3

Механизм обзоров торговой политики
Trade Policy Review Mechanism (TPRM)

http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/29-tprm_e.htm
Приложение 4

(необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения)

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой
Agreement on Trade in Civil Aircraft
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/air-79_e.htm
Соглашение по правительственным закупкам
Agreement on Government Procurement
http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/gpr-94_01_e.htm

 Разрешение споров в рамках ВТО

Споры, возникающие в рамках ВТО, подлежат рассмотрению Органом по разрешению споров (ОРС). Основной целью его деятельности является восстановление нарушенного баланса прав и обязанностей: именно по этой причине у ОРС нет полномочий в отношении государств, не выполняющих принятые решения. Основным документом, регулирующим данные отношения, является Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее — ДРС).

Основными стадиями рассмотрения спора являются:

1.     Консультации

ОРС формально не принимает участия в консультациях, но он, а также соответствующие комитеты и советы ВТО уведомляются о запросе на проведение консультаций. В соответствии со ст. 5 ДРС на добровольной основе также могут применяться процедуры добрых услуг, примирения и посредничества. Государство прибегает к консультациям, если полагает, что получаемое им по одному из соглашений прямо или косвенно преимущество сокращается или аннулируется или достижение какой-либо цели соглашения становится затруднительным. Для проведения консультаций используются дипломатические каналы. Если консультации не завершаются урегулированием спора, государство, чьи интересы затронуты, может потребовать учреждения третейской группы.   

2.     Рассмотрение спора третейской группой

В отличие от Апелляционного органа третейская группа не является постоянно действующей. При учреждении третейской группы важно верно указать все претензии, так как она не вправе анализировать вопросы, не указанные сторонами. Третейская группа рассматривает дело с точки зрения факта и права: она должна дать объективную оценку фактических обстоятельств дела и определить применимость к данному спору соответствующих соглашений. Представляемые сторонами доказательства могут быть в форме текстов национальных законов, письменных заявлений государственных чиновников, исторических справок правового характера и т.д. При рассмотрении спора третейской группой предусмотрено предварительное ознакомления сторон с докладом, состоящая из двух стадий: ознакомления с описательными разделами доклада и с финальной его версией (включает описательные разделы и выводы третейской группы по существу спора). При этом факты, установленные третейской группой, не могут быть пересмотрены Апелляционным органом: в связи с этим Апелляционный орган нередко не мог вынести решение по существу спора. Подготовленный третейской группой доклад направляется в ОРС для последующего одобрения.     

3.     Рассмотрение спора Апелляционным органом

Апелляционный орган состоит из семи арбитров, но каждое дело рассматривают 3 арбитров, которые выбирают из своего состава председательствующего. Апелляционная жалоба может быть подана только сторонами по любым правовым основаниям, и у апелляционного органа нет права отказать в рассмотрении. Апелляционный орган рассматривает только вопросы права. Он может подтвердить, отменить либо изменить выводы и заключения третейской группы. Аналогично третейской группе Апелляционный орган не принимает решений, а направляет свой доклад ОРС для последующего одобрения. Доклад Апелляционного органа принимается ОРС, если только ОРС не решит на основе консенсуса отклонить его в течение 30 дней после его распространения (ст. 17.14 ДРС).      

4.     Рассмотрение спора арбитражем

ДРС в ст. 25 предусматривает арбитражное разбирательство в качестве альтернативного способа урегулирования споров. Стороны должны уведомить членов ВТО о решение прибегнуть к арбитражному разбирательству для того, чтобы

Заинтересованные лица при согласии сторон могли стать участниками такого разбирательства. Решение арбитража не может затрагивать полномочия ОРС по толкованию норм соглашений ВТО и является обязательным для сторон. При невыполнении решения арбитража может быть задействован механизм предоставления компенсации и приостановления уступок (ст. 22 ДРС).     

5.     Решение ОРС

Ни третейская группа, ни Апелляционный орган не принимают решений. Их доклады направляются ОРС, функции которого выполняет Генеральный совет ВТО. Вследствие действия правила негативного консенсуса одобрение докладов третейских групп и Апелляционного органа носит автоматический характер.